четверг, 26 декабря 2013 г.

Альтернатива бытовой химии

 Один человек, внимательно прочитавший публикацию о нашем водопроводе, задал резонный вопрос: откуда и как в дом поступает вода понятно, а куда же она девается из дома?
А ведь и правда, я совершенно забыла об этом упомянуть. )) Ну-с, рассказываю! После купаний в корыте, мытья посуды и т.п. вещей, использованная вода вытекает через кухонную раковину прямо наружу, в заросли бузины возле дома. В вышеупомянутом материале я уже писала, что колодезный шланг проникает в дом через дырочку в кухонной стене. Так вот сливная труба проходит через ту же самую дырочку – наружу. Вот так страшненько это выглядит на данный момент (летом выглядит немного лучше: кусты полностью скрывают ободранную стену вместе со всеми шлангами и сливами)):



Если присмотреться, на фото видно два черных кабеля. Поясню. Тот кабель, который выходит из сливной трубы и залазит в окошко – это кабель для обогрева. Он проходит через все части нашего водопровода, которые могут замерзнуть, и не дает им этого сделать: зимой он постоянно включен в розетку и автоматически начинает греть, когда его температура становится ниже +5 С. Второй же кабель, который также залазит в окошко, отвечает за водоснабжение, а проще говоря, включает насос. )
Так вот про слив. Летом заросли бузины с удовольствием впитывают в себя всю вытекающую из дома воду; зимой же там образуется ледяная горка, которую мы время от времени рушим)). Т.о., вопреки опасениям доброжелателей, проблем с образованием незапланированного болотца возле дома у нас нет.
Но есть другой момент. Я уже писала, что мы жаждем питаться полезными и вкусными продуктами со своего огорода, в связи с чем, я не использую на земле совершенно никаких химических удобрений и средств для борьбы с болезнями и вредителями. Только органика и здравый рассудок. ) Так вот было бы странно при таком подходе сливать в землю, на которой произрастают все наши полезные овощи и фрукты, использованную бытовую химию. И, разумеется, мы этого и не делаем.
А отказались мы от нее (бытовой химии, то бишь) еще задолго до переезда. Не имея никаких представлений о том, чем же мылись наши пращуры, в те времена, когда еще никто и слыхом не слыхивал о всяческих Сэйвгартах и Дуру, я стала шерстить интернет…И выяснилось, что есть великое множество разнообразных экологичных, недорогих и даже весьма полезных для здоровья штук, которыми можно запросто мыть посуду, полы, волосы; спокойно выливать в огород, и горя не знать.

Итак, перейдем к конкретизации. Все средства, которыми мы пользуемся, я бы разделила на два вида: несомненно экологичные (природные) и условно экологичные (промышленные). С природными понятно – это любые органические продукты: яйца, мука, горчица, зола и т.д. А что же такое промышленные? А это порошки, зубные пасты, средства для мытья посуды и иже с ними, производители которых утверждают, что данные средства являются безвредными для человека и безопасными для окружающей среды. Продаются они, как правило, в ЭКОмагазинах, клубах органического земледелия и в крупных супермаркетах, (обычно, на отдельных стендах с экопродукцией). Вообще, смотрю, эта самая «экопродукция» становится в последнее время весьма популярной и, я бы даже сказала, модной. Что не может не радовать. Насколько оно все, действительно, безвредно? Наверное, гораздо безвреднее, нежели аналоги без пометки «Эко», но, полагаю, что до золы с горчицей им далековато. )
В общем, за два с лишним года использования безвредных (или условно безвредных) заменителей бытовой химии, некоторые средства мы забраковали, некоторые – полюбили, некоторые посчитали просто ненужными…В принципе, в интернете хватает информации по этому поводу, посему не буду перечислять все известные мне средства, а только расскажу о некоторых, которые зарекомендовали себя в нашем доме, как наиболее удобные и действенные.

К сожалению, фотографий к данному материалу у меня очень мало (да я и не посчитала целесообразным фотографировать такие диковинки как желтки с мукой)), но, надеюсь, что и без этого, информация может оказаться для кого-то интересной и полезной.
Из природных заменителей бытовой химии хотелось бы выделить несколько средств. И первое место, по праву, я отведу (барабанная дробь) ГОРЧИЧНОМУ ПОРОШКУ (который, в принципе, может с успехом заменять готовая горчица, но т.к. я использую, конкретно, порошок, то и речь пойдет именно о нем).
Так вот, горчичный порошок – это средство поистине универсальное, которое прекрасно справляется с различными загрязнениями, в том числе и с жиром. Ну а мы, в частности, используем его для таких целей как:
1. Мытье волос.
В сети хватает рецептов масок для волос на основе горчичного порошка, большинство из которых я, в свое время, перепробовала (да, многие могли заметить по фотографиям, что в данный момент у меня дреды, однако, не стоит пытаться уличить меня во лжи! ))) Маски я успела переделать еще до их (дредов) возникновения у меня на голове)). Так вот, маски перепробовала, однако остановилась на самом простом и быстром способе мытья: насыпаю около 3х столовых ложек порошка в стакан, разбавляю теплой водичкой (до состояния жидкой сметаны) и получившийся «шампунь» втираю в голову. Можно подержать немного, пишут, что жжение горчицы стимулирует рост волос. Далее, тщательно промываем волосы водой. Отлично справляется с жиром. Еще советуют после применения горчицы ополаскивать волосы отварами трав (крапивы, ромашки и т.п.), дабы избежать чрезмерного пересушивания волос и кожи головы. НО. Заметила такой момент. Если мыть голову долго одним и тем же средством (это не только горчицы касается), то через пару недель волосы перестают так же хорошо вымываться как в первые разы использования. И теряют блеск. Посему, все те средства, которые могут заменить шампунь, я чередую между собой.

2. Мытье посуды. Довольно продолжительный период времени мы использовали для мытья посуды специальное средство (условно экологичное), о котором я расскажу ниже, однако, несколько месяцев назад у нас закончились его запасы, а пополнить их – никак не доходили руки. Таким образом, мне пришлось как-то выкручиваться. И я вспомнила о чудесных свойствах горчицы. В общем, получается следующая ситуация: нежирную посуду я ополаскиваю простой водой без каких-либо средств (ну, разве что, губкой могу потереть); а масляную – очищаю горчичным порошком. Все. Признаюсь, первое время руки, по привычке, так и тянулись налить на губку чего-нибудь моющего, однако, эти порывы быстро прошли. И пришло понимание, что можно прекрасно обходиться на кухне без подобных вещей.

3. Чистка чего бы то ни было. Действительно, горчица отлично очищает загрязнения с раковины, холодильника, стиральной машинки, электроплитки, духовки и прочих кухонных поверхностей. Я даже отмывала ей межкомнатные двери в доме от какой-то гари… Нет, полностью не очистились, но результаты горчичный порошок показал гораздо более ощутимые, нежели применяемое до него условно экологичное специальное жидкое средство для чистки. Но вот есть и недостаток. Если посуду и волосы после применения горчичного порошка можно сполоснуть под проточной водой из крана и весь его смыть, то со статичных поверхностей приходится вытирать вручную. Причем, крайне долго и тщательно, ибо блестящая металлическая поверхность после его применения и недобросовестного удаления будет выглядеть мутной и грязной, а белые стиральная машинка и холодильник – покроются охряными разводами. Конечно, это не большая проблема, но я, признаться, использую его для подобных целей нечасто (в частности, потому, что у меня есть килограммовая пачка промышленного «экологичного» (и, что немаловажно, весьма экономичного) чистящего средства, которую я уже полтора года как не могу израсходовать).

4. Борьба с вредителями на огороде. Вообще, читала, что горчичным порошком опыляют растения от самых разных вредителей (разве что, он не подходит для избавления от насекомых, которые вредят крестоцветным – т.к. горчица сама принадлежит к их (крестоцветных) семейству, и, по идее, будет, как раз, вредителей и привлекать). Лично я боролась с ее помощью с тлей. Помогло ли? Да, помогло, но помимо горчичного порошка я применяла молотый черный перец, пепел подсолнечника и …уже и не упомню, что еще. Поэтому сложно судить, насколько горчичный порошок действенен в этом вопросе, но, полагаю, если не полностью избавить от проблемы, то хоть частично ее решить он сможет.

Следующем в нашем рейтинге будет КРАХМАЛ картофельный. Его мы применяем для:
1. Мытья стекол и зеркал. Насыпаем немного крахмала на губку, елозим по стеклу, смываем водой. По секрету, крахмал – это единственное средство для мытья окон, которое я когда-либо применяла, да и то, я использую его лишь в самых тяжелых случаях, т.к., в основном, обхожусь простой водой. Вообще, когда попробовала мыть окна с крахмалом в первый раз (перед переездом в наш новоприобретенный старый дом, в котором они (окна) не мылись на тот момент года четыре, как минимум), то старалась долго и трудолюбиво смывать белые разводы крахмала со стекол (ага, как в случае с горчицей)..Но в связи с большим количеством окон в доме, в середине процесса забила на это неблагодарное дело и оставляла стекла, покрытые крахмальным налетом, высыхать как есть. После чего, как выяснилось, эти самые крахмальные разводы можно запросто стряхнуть со стекла ладонью или же сухой тряпкой. Так-то.
Кстати, если нет в наличии крахмала, то можно использовать для мытья стекол и обычный сырой картофель. Просто разрезать на части, и местами среза – протирать стекло – результат тот же.

2. Чистки собачьей шерсти. ))) Не знаю, пригодится ли кому, но на всякий случай расскажу. Имея в наличии белую гладкошерстную собашку, которая, порой, больше напоминает свинью (да, в принципе, и вторая, НЕбелая, собачка, ей в этом вопросе не уступает)...


и не имея желания ее каждый раз полноценно купать перед поездками в город, приходится как-то выкручиваться, чтобы собака не выглядела неухоженной. Так вот, крахмал – довольно неплохо помогает в этом вопросе (естественно, свежую грязь им выводить не стоит, а только после высыхания): собака от души посыпается крахмалом в местах загрязнения (в случае с нашей белой собакой Тучкой – обсыпается с ног до головы), потом крахмал втирается в шерсть, после чего – обтряхивается (заниматься этим, конечно, лучше на улице). Ну и все, имеем довольно таки чистое (не идеально, но все же) животное. Читала, что можно так же, насухую, и людям чистить шевелюры с помощью крахмала, но у меня, признаться, не получилось в свое время (может, мало крахмала насыпала?).

Поехали дальше. Хочу остановиться подробнее на мытье головы. Конечно, горчица – это прекрасное средство, но, как я уже писала выше, только ее применять для волос мне не очень нравится, тем боле, что есть и другие, не менее действенные и, возможно, более полезные для волос, штуки. Ну, давайте по пунктам. Помимо горчицы мы применяем:
1. Желтки с медом.
В чашечке смешиваем 1-2 чайных ложки меда с 1-2 яичными желтками (с которых предварительно стоит снять пленочки), наносим на голову, втираем хорошенько, можно подержать пару минут, и смываем водой. Вопреки возможным опасениям – яичного запаха от волос не появляется, он возникает лишь в том случае, когда на волосы нанести целое яйцо или яичный белок (да-да, я проверяла)).
2. Мука ржаная. Отличнейшее средство! Использую двумя способами. Первый: на сухие волосы наношу сухую же муку. Просто хорошенько втираю в корни волос, распределяя и по всей длине (получается «седая» шевелюра, торчащая во все стороны))..Потом волосы тщательно промываются теплой водой. Но не горячей! При использовании горячей воды, мука на волосах может завариться, и отдирать ее будет крайне проблематично (проверено, и не раз)). Второй вариант мытья волос мукой – так сказать, влажный. Муку разводим водой в стакане (иногда я добавляю к ней туда горчичный порошок) до консистенции жидкой сметаны, используем как шампунь. Пшеничную муку я тоже пыталась применить, но, к сожалению, эффект гораздо хуже.
3. Мыльные орехи. Их можно купить в Экомагазинах. Мы не покупали, нам подарили. Вот в таком мешочке они находятся, а в комплекте к ним идут еще два подобных мешочка меньшего размера, в которых орехи в последствии можно варить с целью получения жидкого мыла.


Получаемым отваром можно мыться, мыть голову, можно применять орехи для стирки белья… Но, признаться, я не могу с уверенностью сказать, что они хорошо выполняют свою работу. Пишут, что они являются хорошим дезинфицирующим средством, и, наверное, так и есть. Но вот насчет того, насколько хорошо они справляются с загрязнениями… не знаю, не буду ни критиковать, ни хвалить. Просто, я не заметила после их применения, как на волосах, так и при стирке, никакого особенного эффекта. Сделались ли чище волосы и белье? Да. Но не так чтобы очень. ) То есть я не уверена, что белье стало бы менее чистым, если бы я постирала его просто в воде без каких-либо моющих средств. То же касательно волос.
4. Мыло ручной работы (крымское). Покупаем в харьковском Клубе органического земледелия, но, также, продается оно и в любом интернет-экомагазине (в Крыму, наверняка, тоже продается)). Производители мыла утверждают, что изготавливается оно из максимально полезных и натуральных компонентов. Ну и запах у него весьма и весьма приятный – выгодно отличается от «синтетического» запаха обычного мыла. Волосы вымывает нормально, однако, непосредственно, для волос мы его используем нечасто.. Оно у нас применяется для купания, мытья рук и умывания (кстати, коже лица оно очень даже нравится). Единственный недостаток – довольно высокая цена: от 18 грн за кусочек.
Нет, конечно же, я знаю, что сейчас стало крайне популярным делать разнообразное красивое и пахучее мыло в домашних условиях, и я однажды обязательно этим займусь, но, пока, увы, слишком много прожектов, которые ждут воплощения в жизнь, и времени катастрофически не хватает. Но года два назад я попыталась изготовить что-то типа жидкого мыла. Из древесной золы. Сперва мною из золы был выделен щелок (это очень просто, в интернете можно быстро нагуглить способы), а после я пыталась его уварить с растительными маслами по одной сомнительной рецептуре, откопанной а глубине просторов сети…Ну, могу сказать, что получилась ерунда какая-то, поэтому рецептуру приводить здесь не стану))) Однако, провал был не полный, т.к. щелок испортить, думаю, крайне сложно, сколько масел в него ни лей.) Так что полученное варево было применено мною вместо стирального порошка, и более попыток изготовления мыла я не предпринимала. А вот щелок из золы иногда произвожу, благо ее у нас много – из печи, и даже применяла его для мытья головы. В принципе, неплохое средство, но, говорят, что он сильно сушит кожу.

Так, с волосами, кажется, мы закончили… Поехали дальше. Я уже писала выше, что для чистки кухонных (да и некухонных тоже) поверхностей использую специальный порошок. Вот такой.
Прошу прощения за фото столь обдрипанной коробочки, но, как я и говорила, он у нас уже полтора года как не может закончиться))


Это средство торговой марки «Дакос», продукцию которой мы, в основном, и используем (не потому что она нравится больше других, а просто другие пока не успели опробовать). Нареканий на порошок нет, чистит хорошо. Но использую нечасто (т.к., имею привычку протирать испачканный предмет сразу после его загрязнения простой водичкой)).
Порошки для стирки белья этой марки выглядят так же (в смысле в коробочках такого же объема), стирают нормально, применяем их регулярно, и, пока, не придумали, чем бы их можно было заменять более природным (хотя, можно будет попробовать использовать для этой цели щелок, полученный из золы, пока я на это не решалась)…
Кроме порошков, из промышленных средств мы довольно длительное время использовали жидкие средства для мытья посуды. Вот такие. Фото ворованное из интернета, дабы не быть голословной ))


Вымывают посуду данные жидкости нормально (но сразу говорю, если вы привыкли к Фэйри, то ОДА вас разочарует: для того, чтобы отмыть жир, ее потребуется раз в пять больше (а вот горчицы – пара столовых ложек! :D).

Ох и длинный же у меня получился обзор. ) И то, я, конечно, описала далеко не все средства, которые мы используем….Из промышленных, помимо порошков, мы покупали/ем палочки для чистки зубов Мисвак, эко зубную пасту, эко шапунь, эко дезодорант….Однако, потихоньку идем к тому, чтобы заменить эти все вещи на что-то более природное и доступное. 

11.11.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий