четверг, 26 декабря 2013 г.

ОГОРОД.ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. МУЛЬЧА

Сегодня выдался дождливый денек, и все наши планы по облагораживанию участка и строительству дома рухнули, так что я, наконец-то, свободна для дальнейшего описания нашего прошлогоднего огородного опыта. =)

Расскажу-ка я о своих впечатлениях от мульчирования грядок. Начитавшись о волшебных качествах мульчи, решила испробовать разные ее виды для своих посадок. Вообще, мульчировать можно всякими разными вещами: пленкой, картоном, бумагой, опилками, корой, травой, соломой, геотекстилем, камешками и т.д. и т.п. Для своих грядок я решила использовать органическую мульчу, которая впоследствии разлагается: скошенную траву, сено, солому, опилки и картон. Не знаю, правильно ли я отнесла картон к органической мульче, но его я тоже применяла. С него и начнем, как с самого провального (для меня) способа мульчирования.
Возможно, стоило картон порезать на маленькие кусочки, а потом уже обсыпать им грядку, но я поступала иным образом: клала большие пласты картона на взрыхленную плоскорезом и увлажненную грядку, и проделывала в нем дырочки, в которые и сажала семена. Расчет был таков: сорняки не смогут прорасти через плотный картон и погибнут; влага будет хорошо держаться (ну, картон же должен защищать от прямых солнечных лучей), т.е. поливать можно будет редко… Задействованы были такие грядки: тыква + листовая горчица, капуста + бархатцы, кабачки+ цуккини + спаржевая фасоль.
Ну что я могу сказать… Хуже всех было, как ни странно, тыквам. Во-первых, картон, намокая под дождем или от полива, начинал «горбиться», а т.к. это происходило еще до появления ростков тыкв, то и некоторые дыры, в которые, как предполагалось, тыква будет расти, поднимались вверх, и картон затенял место посадки. Пыталась присыпать землей, но картон у меня был очень плотный, земли лишней – немного, потому, он бугрился, как хотел, невзирая на мои потуги. Именно так я потеряла несколько ростков: не заметила, как проклюнулись и тут же завяли в тени от картона. Но тем, которые выжили в младенчестве, тоже не повезло. Всходы были небольшие и хилые, росли плохо и медленно, и в начале цветения окончательно завяли.

Одна из несчастных тыкв, проросшая через картон
QIP Shot

Листовая горчица же по краю этой же грядки росла очень даже неплохо.
QIP Shot


Капусте и бархатцам повезло больше,из10 капуст выжила половина, и выросли почти все бархатцы. К ним (бархатцам) претензий не имею, цвели до глубокой осени
QIP Shot

Но вот капуста получилась очень слабенькая, еле собралась в рыхлые кочанчики, которые и кушать-то не очень хотелось. Этот провал я даже не стала фотографировать.
Вот с кем почти не было проблем, так это с кабачками, цуккини и спаржевой фасолью. Дружно взошли, зацвели и начали плодоносить.
Кабачки и фасоль нашли дырки в картоне
QIP Shot

Фасоль
QIP Shot

Цуккини
QIP Shot

Кабачок
QIP Shot


В чем же причина неудачи с картоном? Во-первых, почва под ним, вместо того, чтобы быть рыхлой, затвердела и стала почти каменной! В тех местах, где картон приподнимался над землей, она постоянно пересыхала, а поливать было не очень удобно. Сорняки же росли под картоном и устремлялись в дырки, прорезанные для культурных растений, и вырывать их было трудоемко.
Думаю, мульчирование картоном, в принципе, возможно, только, полагаю, под него стОит поместить слой компоста или травы, чтоба почва не уплотнялась, и прижать его хорошо во всех местах… Однако, я отказалась от его использования совсем: трудоемко и некрасиво. Единственное, что планирую сделать в ближайшем будущем: когда созреет компост, небольшую площадь земли, покрытую сорняками, завалить этим самым компостом, сверху – накрыть картоном, поверх него – снова хорошенько завалить компостом. И оставить на год-полтора. В книге Курдюмова написано, что благодаря такому способу мы получим прекрасную плодородную почву без сорняков. И я ему верю.

Остальные грядки мульчировались травой, соломой, сеном и опилками. В чем принципиальное отличие в мульчировании травой и сеном? Да ни в чем, просто трава бросается на грядки свежей, сразу после скашивания, а сено – уже сухим. Собственно, и сено и трава и солома показали одинаково отличные результаты, поэтому отдельно рассказывать о каждом из этих грядочных покрытий не имеет смысла. Опилки же я применила только на одной грядке с томатами, и то, сверху, все равно, накрыла их (опилки) соломой.
Опилки были перемешаны с кроличьим пометом и, по большей части, хорошо перепревшие: они использовались как наполнитель в лотке у наших декоративных кроликов, и добросоветсно собирались мною в мешки еще во время проживания в городе. Так вот, томаты уродились очень даже неплохо, боялась, что собственноручно выращенная рассада не приживется, однако помидоры быстро пошли в рост и начали плодоносить.
QIP Shot
Урожайчик
QIP Shot

Да, как я уже говорила, все грядки у меня были смешанные, поэтому упомяну, что между рядками томата рос (прекрасно рос!) кориандр. Вот он.
QIP Shot

Конечно, сорняки были. Они пробивались сквозь мульчу абсолютно на всех грядках, но, сравнивая с некоторыми незамульчированными посадками этого года, скажу, что количество их было невелико. Почва же под мульчей долго оставалась влажной, радовала обилием дождевых червей и рыхлым состоянием.


2.06.2012

1 комментарий:

  1. Спасибо, Анна! Очень все просто и интересно Вы описываете, пишите еще про огород!!!

    ОтветитьУдалить